Уникальные элемент - металлические хомуты
Еще буквально полвека назад для устранения течи опытные мастера использовали сварочный аппарат и металлическую платку, которую приваривали на образовавшуюся трещину. Иногда, на участках с невысоким напором, образовавшуюся течь заделывали при помощи резинового уплотнителя и обычной стальной проволоки, которую обматывали прямо вокруг поврежденного участка трубопровода.
Первый способ, несмотря на высокую эффективность, являлся достаточно трудоёмким и требующим наличия определенных ресурсов. Второй же способ такой эффективностью не отличался, но по затратам был намного экономичнее. Тем не менее, растущая потребность в очень надежном и недорогом изделии для фиксации как раз и позволила такому изделию, как металлический хомут для крепления, получить настолько широкое распространение. Но что такое хомут может противопоставить высокопрочной сварке, чтобы обойти этот метод в несколько раз по популярности и сравниться с ним в надежности?
Вообще, металлический хомут для крепления, как можно было понять по названию, производят из полосок нержавеющей или оцинкованной стали. Само собой, в зависимости от того, какого диаметра будет скрепляемый участок трубы и какое внутри него давление, длина и ширина, а в некоторых случаях и толщина изделия, могут существенно изменяться. Кроме того, исходя из предназначения, для определенных рабочих условий применяют конкретные типы хомутов. Отличие между ними состоит в непосредственной конфигурации изделия, а также в способе, который используется в них для скрепления.
Можно выделить различные типы хомутов, исходя из их следующих особенностей:
- Типа стяжки.
- Конфигурации.
- Вид напряжения.
- Предназначения.
- Материала изготовления.
По виду напряжения или по виду замка можно выделить следующие типы хомутов:
- Червячные — к этому типу относят самозатягивающиеся хомуты с разными видами комбинаций специальных выступов и просечек на поверхности ленты. Их натяжение происходит при помощи вкручивания отверткой уже установленного винта, либо же ручного затягивания замка в виде барашка. Как правило, червячные хомуты имеют только лишь 1 винт в конструкции.
- Винтовые — под этим названием подразумеваются хомуты, скрепляемые посредством двух винтов, которые стягивают две части составного изделия через отверстия в их лапках. Для работоспособности подобного соединения необходимо использовать еще и подкладочные шайбы, а также гайки с соответствующим типоразмером.
- Пружинные — данная разновидность получила такое название благодаря тому, что по типу действия она напоминает работу обычной пружины. Для установки этих хомутов необходимо сначала разжать их корпус, потянув за специальные выступы, после чего просунуть шланг и отпустить. Благодаря накопленной энергии изделие разожмется и плотно зафиксирует трубопровод.
Если говорить о классификации по предназначению, то здесь можно будет выделить две основные категории. К первой относят сантехнические хомуты, которые устанавливают в различных трубопроводных системах. Собственно, из-за этого их нередко обозначают еще и как трубные хомуты. Во вторую категорию попадают изделия для разной техники, например, для автомобилей: хомуты глушителя, хомуты стяжки, червячные хомуты. Кроме того, данные крепежные изделия могут использоваться при строительстве и в быту, например, на дачных участках для скрепления различных шлангов.
Само собой установка хомутов тоже имеет некоторую степень классификации исходя из непосредственного назначения. Как правило, хомуты используются только лишь для двух задач: свободной или жесткой фиксации определенной трубы или шланга в строго заданном положении, либо же для быстрого и эффективного устранения течи, то есть для ремонта. При этом существуют еще и пластиковые хомуты, которые применяют для фиксации конструкций из различных материалов, например, рекламных баннеров из виниловых полотен, которые в основном устанавливают в металлических опорах.
Таким образом, различные типы хомутов используют в различных эксплуатационных условиях. На них воздействуют силы внутреннего давления, вибрационные нагрузки, а также перепады температуры, топливно-смазочные вещества, ультрафиолетовые лучи и множество других агрессивных воздействий, которые, казалось бы, должны разрушить столь маленькое по размерам изделия.